«Гордость Отечества – судьбы и открытия»

05.12.2022

«Гордость Отечества – судьбы и открытия»

«Жизнь коротка, надо спешить!» Эти слова принадлежат нашему великому соотечественнику - академику Н.И. Вавилову. Студенческие дни первокурсника пролетают стремительно. Подошел к концу главный раздел дисциплины Биология «Основы генетики человека». Завершая его, 2 декабря 2022 года студенты 1 курса вспоминали биографии своих соотечественников, внесших значительный вклад в мировую науку. Только к нескольким именам – гордости Отечества - прикоснулись студенты: С.С. Четвериков и Ф.Г. Добржанский (основоположники синтетической теории эволюции), Г.Д. Меллер (американец, работавший в СССР с Вавиловым и Кольцовым) и М.Е. Лобашев (создатели теории радиационного мутагенеза), физик-теоретик Г.А. Гамов (участник расшифровки генетического кода) и президент ВАСХНИЛ Н.И. Вавилов, вся жизнь которого – это вдохновение, труд и риск. С сообщениями выступили Петров А., Жеребцова И., Андреев А., Кувалдин В., Романовская В., Аракчаа Дан-Хая, Тортладзе М.
Поиск сведений об истоках клинической генетики привел к феноменальной личности русского врача акушера-гинеколога, писателя В.М. Флоринского, который в 1865 году (в год открытия Г. Менделем законов наследования) в работе «Усовершенствование и вырождение человеческого рода» сделал выводы о физиологических законах наследственности и о патологической наследственности человека. В 31 год он делает выводы: «Как яичко, так и семенной живчик носят в себе скрытые задатки всех индивидуальных особенностей того лица, которому они принадлежат»; «Сходство детей с родителями может приближаться или отдаляться вследствие влияния среды, условий питания и развития, упражнения». Он явился одним из основателей первой в России кафедры детских болезней при медико-хирургической академии Санкт-Петербурга.
Целью встречи было не только возвращение к великим открытиям ученых в области генетики, принесшим России мировую славу, но и прикосновение к каждой человеческой судьбе, к страницам сложной творческой жизни героев, тесно связанной с историей нашей Родины. Интересно было их место рождения, происхождение, факты приобщения в ранней юности к биологии, учеба в университетах – путь к высоким научным открытиям с участием их учителей и соратников. Студенты убедились, что творческий путь наших соотечественников всю жизнь сопровождался работой, требующей колоссальной работоспособности и самоотдачи, жизненными трудностями, трагическими потерями и безусловным признанием мировой наукой их заслуг. Для будущих врачей они и в XXI веке являются славой нашего Отечества. Проф. Е.Н. Гордиенко