Системы здравоохранения России и Узбекистана движутся в одном напраалении

23.04.2024

Первые спикеры – участники VI Всероссийского образовательного форума «Наука и практика в медицине» прибыли в Благовещенск.

 Заведующий кафедрой симуляционного обучения Бухарского государственного медицинского института (г. Бухара, Узбекистан) Алишер Солиев привез на форум студенческую команду вуза, которая будет принимать участие во Всероссийской олимпиаде с международным участием по практическим навыкам.

Сегодня Алишер Солиев стал гостем программы «В центре внимания» на Амурском областном телевидении. О форуме , о развитии медицины он поговорил с ведущей Евгений Манаковой. 

- Алишер Уракович, здравствуйте. Как так вышло, что Вы приехали в Благовещенск из Узбекистана с целой командой студентов? Какие отношения Вас связывают с нашей медицинской академией?

 

- Бухарский государственный медицинский институт, так же, как и Благовещенская медакадемия, в первую очередь, заинтересованы в качественном обучении студентов. И мы всегда хотим улучшать наши методы обучения. Поэтому мы с командой студентов приехали сюда на форум «Наука и практика в медицине».

Вообще у нас много контактов с российскими вузами, но в Благовещенск мы приехали в первый раз, и уверен, что не в последний.

 

- Вы заведуете кафедрой симуляционного обучения. В нашей академии тоже есть симуляционный центр. Что вообще дают такие методы обучения и такие форумы, как «Наука и практика в медицине»?

 

- На кафедре симуляционного обучения мы учим студентов только практическим навыкам. Например, массаж сердца – если кто-то потерял сознание, студенты должны уметь оказать помощь, владеть техникой сердечно-легочной реанимации и так далее. Если они научатся делать это на манекенах, то будут способны спасти жизнь настоящему пациенту.

Кроме сердечно-легочной реанимации, на роботах также можно учиться проведению аускультации легких, сердца, перкуссии и т.д. По большому счету, с помощью симуляционного обучения можно освоить почти все практические навыки, необходимые в работе врача. Это улучшает качество медицинской помощи, а также уверенность студентов в себе. 

- Насколько современные симуляторы помогают оценить качество проводимых манипуляций?

 - Те симуляторы, которые в настоящее время используются в обучении, очень технологичны. В них встроено огромное количество приборов и датчиков, которые позволяют оценить знания и навыки студентов. Например, при массаже сердца огромное значение имеет частота совершаемых движений. Если делать его слишком медленно, будет плохо, если слишком быстро – тоже плохо. Оптимальная частота – около 120 нажатий в минуту. Не менее важна и сила нажатия. И симулятор позволяет это все оценить буквально в процентах – насколько правильно студент соблюдает технику, и выживет ли в этой ситуации настоящий пациент. 

- Современные технологии действительно помогают. Но ведь когда учились Вы, всего этого еще не было, у вас классическое советское медицинское образование. Сейчас мы уже давно не одна страна, Вы можете оценить, насколько разным или наоборот, насколько похожим было развитие медицинского образования в России и Узбекистане после распада СССР?

 - Действительно, в советское время у нас не было таких роботов и манекенов. Сначала мы учились только по книгам, а теперь качество образования стало другим. И наша главная задача – найти такие методы обучения, которые будут максимально легкими для студентов и при этом максимально эффективными. В этом плане Россия и Узбекистан движется в одном направлении, и мы стараемся расширять наше сотрудничество в этой сфере, и у нас хорошие партнерские отношения со многими российскими вузами.

 - На форуме «Наука и практика в медицине» Вы будете модератором площадки, где будут много говорить о симуляционной медицине. Есть ли какие-то трудности, и насколько вообще сложен переход от старой системы обучения к симуляторам?

 - На предстоящем форуме участники будут презентовать свои методы обучения и результаты. В разных вузах могут быть разные симуляторы и разные подходы к самому обучению. И наша общая задача – понять, какие методы являются самыми лучшими для студентов. Какие где есть минусы, какие плюсы и так далее. 

- То, что сейчас студенты обучаются на симуляторах, а не на реальных пациентах – это минус или плюс?

 - Я считаю, что это, безусловно, плюс. Ведь при работе с настоящими пациентами студенты могут допускать ошибки, потому что у них еще просто не хватает практических навыков. А при отработке этих навыков на симуляторе у нас есть неограниченное количество попыток, и мы может ошибиться сколько угодно раз, пока не научимся выполнять ту или иную манипуляцию идеально. 

- Легко ли психологически студентам переходить от симуляторов к живым людям? 

- Какие-то трудности, конечно, могут возникать, но это все равно легче, чем без какой-либо практической подготовки сразу начинать проводить манипуляции непосредственно у пациентов. Гораздо лучше, если эти навыки будут отточены сначала на манекене.

 - В рамках форума будет проходить олимпиада по практическим навыкам. С вами приехала целая команда студентов для очного участия в ней. Готовы ли они морально и физически к предстоящим испытаниям? 

- Да, конечно. Мы долго готовились к ней, выбрали среди наших студентов самых лучших, и они продолжают подготовку к олимпиаде даже сейчас. Поэтому мы уверены в своих силах и рассчитываем занять призовое место.