Методическая работа кафедры

Методические, учебно-методические, учебные пособия по Анатомии.
Лучевой анатомии человека.

«Остеология» учебное пособие. – Благовещенск, 2012. – 118 с. УДК 611.3
ББК 28.864.1 Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России (Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации), Москва, УМО - № 705 от 15.11.2005 в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов России.

Автор: Селиверстов Сергей Сергеевич – к.м.н., доцент кафедры нормальной анатомии Амурской ГМА.

Рецензенты: Высоцкий Юрий Александрович - заведующий кафедрой нормальной анатомии Алтайского государственного медицинского университета, проректор по научной работе, д.м.н., профессор. Николаев Валерьян Георгиевич - заведующий кафедрой нормальной анатомии Красноярской государственной медицинской академии, д.м.н., профессор.

Пособие предлагается студентам медицинских вузов для изучения раздела остеологии. В него включены основные латинские и некоторые клинические термины. Представлены опорные схемы для изучения скелета тела человека. В конце каждого этапа самоподготовки рекомендованы вопросы для самоконтроля, рассматриваются клинико-анатомические задачи и клинические вопросы. По каждому разделу остеологии использованы тестовые задания под редакцией академика, профессора М.Р.Сапина, рекомендованные Координационным учебно-методическим советом при Министерстве здравоохранения РФ. В заключительное итоговое занятие включены экзаменационные вопросы, представлены данные по возрастной анатомии скелета, указан перечень органов и деталей строения, обязательных для демонстрации согласно министерской программе (2006), приводится список дополнительной литературы по рентгенанатомии.

«Артрология» методическое пособие для студентов. – Благовещенск, 2012. – 96с. УДК 611.3 ББК 28.864.1 Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России (Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации), Москва, УМО - № 705 от 15.11.05 в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов России.

Автор: Селиверстов Сергей Сергеевич – к.м.н., доцент кафедры нормальной анатомии Амурской ГМА.

Рецензенты: Высоцкий Юрий Александрович - заведующий кафедрой нормальной анатомии Алтайского государственного медицинского университета, проректор по научной работе, д.м.н., профессор. Николаев Валерьян Георгиевич - заведующий кафедрой нормальной анатомии Красноярской государственной медицинской академии, д.м.н., профессор.

Данное методическое пособие (издание второе, объем 96 страниц, 13 схем) предлагается студентам медицинских вузов для изучения раздела артрологии.  В конце каждого этапа самоподготовки представлены вопросы для самоконтроля, рассматриваются клинико-анатомические задачи, даются рекомендации по препарированию суставов и изучению рентгенологических снимков. В занятии по теме: «Соединения таза и костей нижней конечности» приводится раздел по «Пельвиометрии» - измерению размеров женского таза, написанного совместно с профессором Родионовым А.А. В методическом пособии использованы тестовые задания, рекомендованные кафедрой нормальной анатомии Московской медицинской академии, под редакцией профессора Сапина М.Р.

В заключительное итоговое занятие по артрологии представлены данные по возрастной анатомии, указан перечень органов и деталей строения, обязательных для демонстрации согласно министерской программе, включены экзаменационные вопросы, приводится список основной и дополнительной литературы, даются основные общеупотребительные латинские приставки слов и некоторые клинические термины. Данное пособие может быть использовано не только студентами младших, но и старших курсов медицинских вузов, а также начинающими практическими врачами.

«Миология» методическое пособие для студентов. – Благовещенск, 2012. – 56с. УДК 611.3
ББК 28.864.1 Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России (Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации), Москва, УМО - № 705 от 15.11.05 в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов России.

Автор: Селиверстов Сергей Сергеевич – к.м.н., доцент кафедры нормальной анатомии Амурской ГМА.

Рецензенты: Высоцкий Юрий Александрович - проректор по научной работе д.м.н., профессор, заведующий кафедрой нормальной анатомии Алтайского государственного медицинского университета; Николаев Валерьян Георгиевич - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой нормальной анатомии Красноярской государственной медицинской академии.

Пособие предназначено для студентов медицинских вузов лечебного и педиатрического факультетов. Издание 3, объем 56 страниц, 9 схем. Пособие предлагается студентам медицинских вузов для изучения раздела миологии. В него включены основные латинские и некоторые клинические термины. Представлены опорные схемы для изучения мышечно-фасциальных образований тела человека. В конце каждого этапа самоподготовки рекомендованы вопросы для самоконтроля, рассматриваются клинико-анатомические задачи и клинические вопросы. По каждому разделу опорно-двигательного аппарата использованы тестовые задания под редакцией профессора М.Р.Сапина, рекомендованные Координационным учебно-методическим советом при Министерстве здравоохранения РФ. В заключительные итоговые занятия включены экзаменационные вопросы, представлены данные по возрастной анатомии, указан перечень органов и деталей строения, обязательных для демонстрации согласно министерской программе (2006), приводится список дополнительной литературы.

«Морфологические и функциональные закономерности строения пищеварительной системы» учебное пособие для самостоятельной работы студентов.- Благовещенск, (издание 2), 2011.- 126 с.
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России (Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации), Москва, УМО - № 705 от 15.11.05 в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов России. Пособие предназначено для студентов медицинских вузов лечебного и педиатрического факультетов.

Автор: Селиверстов Сергей Сергеевич – к.м.н., доцент кафедры нормальной анатомии Амурской ГМА.

Рецензенты: Высоцкий Юрий Александрович - заведующий кафедрой нормальной анатомии Алтайского государственного медицинского университета, проректор по научной работе, д.м.н., профессор. Николаев Валерьян Георгиевич - заведующий кафедрой анатомии человека Красноярской государственной медицинской академии, д.м.н., профессор.

В данном пособии (объем на 126 страниц, схем 38) представлены разделы анатомии, физиологии, гистологии, топографической анатомии, кровоснабжения и иннервации органов пищеварения. Использован достаточно большой иллюстративный материал в количестве 40 рисунков и опорных схем, подготовленных как самим автором, так взятых из современных монографий и руководств. Студентам даются рекомендации по изучению натуральных препаратов с использованием опорных схем, плана написания протокола препарирования и изготовления моделей и макетов органов. В конце каждого этапа самоподготовки представлены задания для самоконтроля по трем уровням: знать, уметь, понимать; рассматриваются клинико-анатомические вопросы. В пособие включены собственные исследования автора, посвященные вариантам кровоснабжения желчного пузыря и внепеченочных желчных протоков печени, что позволяет расширить представления о строении сосудов данных органов. В методическом пособии использованы тестовые задания, под. редакцией профессора М.Р.Сапина, рекомендованные Координационным учебно-методическим Советом при Министерстве здравоохранения РФ. В заключительное итоговое занятие по разделу пищеварительная система включены экзаменационные вопросы, приводятся данные об особенностях строения органов у детей, указан перечень органов и деталей строения, обязательных для демонстрации согласно министерской программе (МЗ РФ 2006), представлен список рекомендуемой литературы.

Надеемся, что комплексное описание органов пищеварения, с учетом анатомических, гистологических, физиологических и клинических данных, позволит студентам получить целостное представление о строении и функции пищеварительной системы человека.

«Закономерности строения дыхательной системы» учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов. - Благовещенск, 2012. - (издание- 2), 52 с. Пособие предназначено для студентов медицинских вузов лечебного и педиатрического факультетов.

Автор: Селиверстов Сергей Сергеевич – к.м.н., доцент кафедры нормальной анато­мии Амурской ГМА.

Данное учебное пособие (объем на 52 страницах, схем 5) по дыхательной системе представляет второе из­дание. В этом издании согласно современным требованиям учебной программы значительно расширены и переработаны сведения о строении органов дыхания. Студентам даются рекомендации по изучению натуральных препаратов ор­ганов дыхания с использованием опорных схем. В конце каждого этапа само­подготовки представлены задания для самоконтроля по трем уровням: знать, понимать, уметь; рассматриваются клинико-анатомические вопросы; предла­гаются тестовые задания, рекомендованные Координационным учебно-методическим Со­ветом при Министерстве здравоохранения РФ, под редакцией профессора М.Р.Сапина. В заключительное итоговое занятие по разделу дыхательной системы включены экзаменационные вопросы, приводятся данные о строении органов дыхания у детей, указан перечень органов и деталей строения, обязательных для демонстрации согласно министерской программе (2006), представлен список рекомендуемой литературы.

«Морфология мочеполового аппарата» учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов. – Благовещенск, 2012 (издание 2-е). 116 c. УДК 611.61/.62 Рекомендовано Центральным координационным методическим советом ГОУ ВПО Амурской государственной медицинской академии в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов лечебного и педиатрического факультетов.

Автор: Сергей Сергеевич Селивёрстов – к.м.н., доцент кафедры нормальной анатомии Амурской ГМА

Рецензенты: Юрий Александрович Высоцкий - заведующий кафедрой нормальной анатомии Алтайского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор. Евгения Павловна Шарайкина - профессор кафедры нормальной анатомии Красноярской государственной медицинской академии, д.м.н., профессор.

В учебном пособии представлены современные данные о строении, топографии и функции органов мочевой системы, мужских половых и женских половых органов у взрослых людей и детей различного возраста. Пособие позволяет организовать самостоятельную работу студентов при изучении органов мочеполового аппарата в учебное и внеучебное время. Студентам даются рекомендации по изучению натуральных препаратов органов мочевой и половой систем с использованием аналоговых - опорных схем. В конце каждого этапа самоподготовки представлены задания для самоконтроля по трем уровням: знать, понимать, уметь; предлагаются тестовые задания, рекомендованные Координационным учебно-методическим Советом при Министерстве здравоохранения РФ, под редакцией профессора М.Р.Сапина. В заключительное итоговое занятие по разделу мочеполового аппарата включены экзаменационные вопросы, приводятся данные о строении мочевых и половых органов у детей, указан перечень органов и деталей строения, обязательных для демонстрации согласно министерской программе (2006), представлен список рекомендуемой литературы.

«Основы строения сердечно-сосудистой системы» учебно-методическое пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов. – Благовещенск, 2012. - 98 с. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России (Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации), Москва, УМО -№17-28/465 от 15.07. 2008 в качестве учебного пособия для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов России.

Автор: Селивёрстов Сергей Сергеевич – к.м.н., доцент кафедры нормальной анатомии Амурской ГМА.

Рецензенты: Высоцкий Юрий Александрович – заведующий кафедрой нормальной анатомии Алтайского государственного медицинского университета, проректор по научной работе, д.м.н., профессор. Николаев Валерьян Георгиевич – заведующий кафедрой анатомии человека Красноярской государственной медицинской академии, д.м.н., профессор.

Пособие позволяет организовать самостоятельную работу студентов при изучении сердца, артериальной, венозной и лимфатической систем в учебное и внеучебное время.

Студентам даются рекомендации по изучению натуральных препаратов органов сердечно-сосудистой системы с использованием опорных схем, подготовленных самим автором. В конце каждого этапа самоподготовки представлены задания для самоконтроля по трем уровням: знать, понимать, уметь; предлагаются тестовые задания, рекомендованные Координационным учебно-методическим Советом при Министерстве здравоохранения РФ, под редакцией профессора М.Р.Сапина. В заключительное итоговое занятие по разделу сердечно-сосудистой системы включены экзаменационные вопросы, приводятся данные о строении сердца и сосудов у детей, указан перечень органов и деталей строения, обязательных для демонстрации согласно министерской программе (2006), представлен список рекомендуемой литературы.  

«Анатомо-клинические закономерности строения центральной нервной системы» учебное методическое пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов. – Благовещенск, Амурская ГМА, 2012. - 132 с. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России (Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации), Москва, Гриф УМО -725 от 06.12.06 в качестве учебного пособия для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов России.

Авторы: Селивёрстов Сергей Сергеевич – к.м.н., доцент кафедры нормальной анатомии Амурской ГМА. Родионов Анатолий Антонович – д.м.н., профессор, кафедры нормальной анатомии Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии.

Рецензенты: Высоцкий Юрий Александрович - проректор по научной работе д.м.н., профессор, заведующий кафедрой нормальной анатомии Алтайского государственного медицинского университета. Николаев Валериан Георгиевич - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой нормальной анатомии Красноярской государственной медицинской академии.

Пособие позволяет организовать самостоятельную работу студентов при изучении головного и спинного мозга в учебное и внеучебное время.  Основное внимание уделено описанию тех структур мозга, изучение которых на анатомических препаратах не наглядно и малодоступно. Для выполнения задачи более глубокого усвоения студентами строения и функционального значения отделов центральной нервной системы нами использованы схемы анатомо-клинического содержания, построенные по принципу: детальная анатомическая схема – демонстрация очага поражения – синдромы поражения. Полагаем, что наглядность иллюстративного материала (59 рисунков) для понимания и запоминания студентами морфофункциональных закономерностей строения центральной нервной системы может иметь решающее значение. В конце каждого этапа самоподготовки представлены задания для самоконтроля по трем уровням: знать, понимать, уметь; рассматриваются клинико-анатомические задачи и вопросы; предлагаются тестовые задания, рекомендованные Координационным учебно-методическим Советом при Министерстве здравоохранения РФ, под редакцией академика М.Р.Сапина. В заключительное итоговое занятие по разделу центральной нервной системы включены экзаменационные вопросы, клинико-анатомические задачи, основные клинические термины из неврологии, приводятся данные о строении головного и спинного мозга у детей указан перечень органов и деталей строения, обязательных для демонстрации согласно министерской программе (2006).

«Анализаторы» - методическое пособие для самостоятельной работы студентов медицинской академии. – Благовещенск, 2012. – 56 с. УДК 611.81 (072) ББК 28.864.1. Рекомендовано Центральным координационно-методическим совета и цикловой методической комиссии № 2 кафедр морфологического профиля Амурской государственной медицинской академии для студентов лечебного и педиаричсекого факультетов.

Авторы: Селивёрстов Сергей Сергеевич – к.м.н., доцент кафедры нормальной анатомии Амурская ГМА. Родионов Анатолий Антонович – д.м.н., профессор кафедры нормальной анатомии Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии.

Пособие позволяет организовать самостоятельную работу студентов при изучении эстезиологии в учебное и внеучебное время. В пособие включены основные опорные схемы всех анализаторов. Схемы составлены согласно современным требованиям эстезиологии и неврологии. Все занятия для удобства самоподготовки студентов разделены на два этапа. В конце каждого этапа самоподготовки рассматриваются клинико-анатомические задачи и вопросы по трем основным направлениям: что нужно знать, что нужно понимать и что нужно уметь. Для лучшего запоминания студентам рекомендуется зарисовывать и обозначать основные опорные схемы анализаторов по памяти (рецептор, проводник, корковый конец), что позволит быстро усвоить учебный материал и решить клинико-анатомические задачи. В заключительное итоговое занятие по разделу анализаторов включены экзаменационные вопросы, клинико-анатомические задачи, основные клинические термины из эстезиологии и неврологии, приводятся данные о строении органов чувств у детей указан перечень органов и деталей строения, обязательных для демонстрации согласно министерской программе (МЗ РФ 2006).

«Периферическая нервная система в анатомо-клиническом освещении» - учебное методическое пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов. - Благовещенск, 2012, - 124 с. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России (Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации), Москва, УМО – 17-28/464 от 15.07.2008, в качестве учебного пособия для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов России.

Авторы: Селивёрстов Сергей Сергеевич – к.м.н., доцент кафедры нормальной анатомии Амурской ГМА. Родионов Анатолий Антонович – д.м.н., профессор кафедры нормальной анатомии Военно-медицинской Академии Санкт Петербурга. Амбросьева Надежда Петровна – старший преподаватель кафедры нормальной анатомии Амурской ГМА.

Рецензенты: Высоцкий Юрий Александрович - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии человека Алтайского государственного медицинского университета, проректор по научной работе. Николаев Валерий Георгиевич – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии человека Красноярской государственной медицинской академии.

Целью настоящего учебного пособия является системное изложение сведений о строении и функции черепных, спинномозговых и вегетативных нервов, содержащихся в различных научных и учебных публикациях. Основное внимание уделено описанию тех нервов, изучение которых на анатомических препаратах не совсем наглядно и малодоступно. Для выполнения задачи более глубокого усвоения студентами строения и функционального значения периферических нервов нами использованы 68 схем анатомо-клинического содержания, построенные по принципу: детальная анатомическая схема – демонстрация очага поражения – синдромы поражения. В пособии даются рекомендации для студентов по изучению натуральных препаратов с использованием опорных схем. В конце каждого этапа самоподготовки представлены задания для самоконтроля по трем уровням: знать, понимать, уметь; рассматриваются клинико-анатомические вопросы; предлагаются тестовые задания, рекомендованные Координационным учебно-методическим Советом при Министерстве здравоохранения РФ, под редакцией академика М.Р.Сапина.

В заключительные итоговые занятия по разделам периферической нервной системы включены экзаменационные вопросы, клинико-анатомические задачи, основные клинические термины из неврологии, указан перечень органов и деталей строения, обязательных для демонстрации согласно министерской программе (МЗ РФ 2006).

«Вспомнить всё!» - методическое пособие для подготовки к экзамену по анатомии человека. Амурская ГМА, Благовещенск, 2010, - 103 с.

Авторы: Лабзин Виктор Иванович – к.м.н., доцент, зав. кафедрой нормальной анатомии Амурской ГМА. Селивёрстов Сергей Сергеевич – к.м.н., доцент кафедры нормальной анатомии Амурской ГМА. Шакало Юрий Александрович – к.м.н., доцент кафедры нормальной анатомии Амурской ГМА.

Пособие позволяет организовать самостоятельную работу студентов при подготовке к экзамену на лечебном и педиатрическом факультетах по анатомии в учебное и внеучебное время.  Учебное пособие (объемом 103 страницы, схем 35) содержит раздел «история анатомии», экзаменационные вопросы для лечебного и педиатрического факультетов, основные опорные схемы, перечень всех органов и деталей строения, обязательных для демонстрации согласно министерской программе (2006).

«Проекционные линии, области и точки на теле человека». Учебное пособие. - Благовещенск, 2005. -144 с.

Скачать (22 МБ)

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России (Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации), Москва, УМО - № 905 от 05.12.05 в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов России. Пособие предназначено для студентов медицинских вузов и вра­чей различных специальностей.

Предлагаемые схемы облегчают восприятие материа­ла и позволяют использовать их для обучения не только на морфоло­гических, но и клинических кафедрах. Вопросы проекционной анатомии внутренних органов имеют большое теоретическое и практическое значение. Линии, области и точки на поверхности тела человека формируют своеобразную сетку координат или карту, которая необходима для определения расположения того или иного анатомического объекта. Их знание позволяет унифицировать описательные признаки при постановке диагноза, оформлении врачебной документации (истории болезни, протоколы исследований, вскрытий и т.д.), кон­кретизировать локализацию разрезов, проколов и других манипулиций при проведении лечебно-диагностический мероприятий. Данное пособие имеет целью облегчить работу при усвоении теоретических знаний по вопросам проекцион­ной анатомии, а так же создать информационную базу, которую можно использовать при освоении практических навыков работы с больными на клинических кафедрах. Для этого в нем представлены достаточно подробные описа­ния и оригинальные схемы существующих в доступной ли­тературе линий, областей и точек. Работа с пособием должна осуществляться параллель­но с использованием и другой литературы (атласы, учеб­ники, монографии), список которой приводится в конце издания.

«Клиническая анатомия кожи». Учебное методическое пособие. - Благовещенск, 2008. -158 с. УДК 611.77 (072) ББК (Е) 28.706. Пособие предназначено для студентов медицинских вузов.

Авторы: Лабзин Виктор Иванович – к.м.н, доцент, заведующий кафедрой нормальной анатомии Амурской ГМА. Селивёрстов Сергей Сергеевич – к.м.н, доцент кафедры нормальной анатомии Амурской ГМА. Платонов Александр Владимирович - главный врач ОГУЗ Амурский областной кожно-венерологический диспансер. Мельниченко Наталия Евгеньевна - к.м.н., доцент, заведующая кафедрой кожных и венерических болезней Амурской ГМА.

Целью настоящего учебного пособия является системное изложение сведений о строении, функции, иннервации и кровоснабжении кожи, содержащихся в различных научных и учебных монографиях. Основное внимание уделено структурно-функциональным особенностям кожи, описание которых не нашли достаточного освещения в типовых учебниках и на анатомических препаратах не наглядны и малодоступны. Для выполнения задачи более глубокого усвоения студентами строения и функционального значения кожи нами использованы схемы анатомо-клинического и функционального содержания. Полагаем, что наглядность иллюстративного материала (66 рисунков) для понимания и запоминания студентами морфофункциональных закономерностей строения кожи человека может иметь решающее значение. В конце данного пособия представлены основные клинические понятия и термины, а также предлагаются тестовые задания, рекомендованные Координационным учебно-методическим Советом при Министерстве здравоохранения РФ, под редакцией академика М.Р.Сапина.

Лучевая анатомия (раздел рентгенанатомия) скачать (12 МБ)

Методические работы кафедры, представленные на закрытой части сайта
Анатомия

Проекционные линии, области и точки на теле человека

Лучевая анатомия (раздел рентгенанатомия)

Топографическая анатомия, оперативная хирургия

Методические разработки к занятиям по Топ. анатомии и опер. хирургии

Методические рекомендации для студентов по Топ. анатомии и опер. хирургии

Перейти