Центр психологической адаптации студентов поможет первокурсникам

30.08.2022

В Амурской государственной медицинской академии проходит школа тьюторов. Студентов старших курсов готовят к работе с теми ребятами, кто придет учиться в вуз 1 сентября.
Один из важных элементов школы – психологическая подготовка. Руководитель Центра психологической адаптации студентов Амурской ГМА Елена Романцова сегодня провела тренинг с будущими тьюторами. «Отлично, что мы проводим такую подготовку перед началом учебного года, - сказала Елена Романцова. - Тьюторы – это хорошее решение взаимодействия с первокурсниками. Тьютор – это помощник, друг для тех, кто только начинает учиться в вузе. Вы уже имеете свой студенческий опыт и по-дружески можете дать дельные рекомендации своим подопечным. Конечно, быстрее адаптироваться может помочь тот, кто совсем недавно  проходил этот путь сам. С другой стороны - помощь тьютора важна и для деканов, для преподавателей. Они могут помочь лучше понять студентов».


Центр психологической адаптации студентов существует в Амурской ГМА с 2019 года. Елена Романцова рассказала, что после нескольких первых недель учебы к специалистам обращаются и ребята-первокурсники,  и родители. Проблемы могут быть самыми разными. «Учебный процесс в вузе кардинально отличается от учебы в школе, к тому же программа первого курса очень насыщенная. В школе к ученикам даже старших классов отношение все же как к детям, здесь ситуация другая, на студентов смотрят как взрослых людей, уже сделавших первый шаг на пути к профессии. Требования и ожидания преподавателей гораздо выше. А тем студентам, кто приехал из других городов, еще нужно адаптироваться к новым условиям жизни, новой среде и новым людям. Это усугубляет процесс адаптации», - отметила руководитель Центра. 


Серьезными, на взгляд студента, могут быть такие проблемы, о которых преподаватель или студент выпускных курсов не может даже подумать. «Например, не удается найти материал по теме реферата. И перед ребятами встает вопрос: способен ли я вообще учиться?  Преподавателю это кажется несущественным, а для первокурсника это очень серьезная проблема. Студент ищет свою идентичность.   А если еще не с кем поговорить, а вокруг группа энергичных ребят, у  которых все получается гораздо легче, человек  чувствует себя совсем  «не в своей тарелке», - отмечает Елена Романцова. 


Специалисты учитывают также тот факт, что в семьях сейчас по одному-два ребенка, и родители часто берут на себя решение многих, в том числе бытовых задач. Такие дети испытывают максимальные трудности, особенно в самом начале вузовской жизни. Именно в этот момент хорошую помощь им должны оказать тьюторы из числа старшекурсников. Они должны помочь в целом организовать жизнь студента, подсказывать, как лучше учить материал, на что больше обращать внимание, как выстроить отношения с преподавателем. 


«Вообще мы работаем не только с первокурсниками, - говорит руководитель Центра Елена Романцова. - Это могут быть ребята с разных курсов, даже приглашаем родителей. Очень многие вопросы можно решить, не доводя до декана и проректора. Более того, студенты вообще могут обращаться к нам анонимно, ведь ситуации бывают разные».


Тьюторы, которые сегодня заканчивают обучение и 1 сентября приступят к работе с первым курсом, также могут обращаться в Центр за консультацией и помощью в разрешении сложных задач.